Эд (edya522) wrote,
Эд
edya522

Category:

F900EX-Engine harness

Знающие люди утверждают, что самый сложный момент полета это посадка. Соглашусь частично - для экипажа. По моему же мнению, для конструкции самолета самый стрессовый это взлет, так как двигатели работающие на полной мощности выдают максимум вибрации и создают большие нагрузки на структуру и компоненты ВС.

     Бизнес-джет - плавают обороты турбины (N2) первого двигателя. Неисправность происходит только при взлете и то непостоянно, на земле, эшелоне и во время посадки все работает штатно. До поры до времени колебания были незначительными, обороты падали максумум до 89%, но в последний полёт на пару секунд упали до 54 процентов. Сопровождалось это падение уведомлениями CAS (Caution Advisory System) о выходе из строя двигателя и прочей иллюминацией. Как раз тем, от чего экипаж обычно впадает в стресс, особенно при взлёте, когда пилоту нужно сосредоточиться на многих других параметрах управления полётом.



Запись в журнале сделана, а значит надо траблшутить.
Magnetic monopole- сенсор, ответственный за считывание оборотов турбины:



Два магнитных пальца считывают вращение турбины( в нашем случае шестерёнки трансмиссии), передают сигнал на центральный компьютер, тот уже перерабатывает аналоговый сигнал в цифровой и выводит на экран.
Первый шаг- поменять местами Monopole двигателя один и три. Сделано, но проблема осталась на первом двигателе. Ага, монополь не виноватая, значит рою дальше. Второй шаг - проверка проводки от сенсора.



Мультиметром на проводимость. Так как поломка непостоянная, при прогонке двигателя не проявляется вообще (что затрудняет траблшутинг, intermittent snag, я об этом ранее уже писал) то насколько это возможно дёргаю провод туда-сюда в надежде прервать писк мультиметра.  Однако все работает. В таком случае возможна поломка MAU1 - Modular Avionic Unit, но починка этого прибора обойдется во многие десятки тысяч, поэтому  боюсь об этом даже думать. Пришедший мне на помощь авионик Жан находит слегка ослабленное соединение в разъёме соединяющему сенсор. И благодаря этому выносится вердикт- пин B с ослабленным гнездом при высокой вибрации (engines- full power) переодически теряет контакт тем самым вызывая колебания N2.




MSP - maintenance service plan. Производитель силовых установок предлагает программу рента двигателей и ВСУ владельцам и операторам самолётов. Суть этого плана заключается в том, что за некую помесячную сумму, плюс почасовую  оплату работы движка любая мало-мальски сложная починка берется производителем на себя. Они присылают своих специалистов, инструмент, оборудование, запчасти и доводят агрегат до ума. К примеру, час полета бизнес джета обходится в около 1 тыс. долларов США при условии, что мы летаем N часов в год.

Итак, звоню в Honeywell. Следует подробный инструктаж, что сделать с мотором прежде чем вызывать группу поддержки. Впрочем, все эти этапы траблшутинга я уже провёл. Так что в среду из Торонто ко мне приезжают два техника от Sky Service и за три дня мы меняем проводку первого и третьего двигателя местами, что проследить переход колебаний N2.



Сложная работёнка, нечего сказать. Чтобы вытянуть разъемы кабелей пришлось снимать элементы контроля топлива.



Не обошлось без косяков,  заказанные прокладки для топливопровода агрегата сначала застряли на таможне на Fedex'е в Оттаве, затем почему-то вообще уехали в Мирабель. А уже оттуда специальным курьером ночью приехали обратно и нам крупно повезло, что в вертолетном ангаре совершенно случайно оказался один из инженеров (объяснил свое присутствие на работе ночью забытым днём кошельком, а подружку взял с собой за компанию, ну-ну!!) чтобы принять посылку. Так или иначе с утра в пятницу упаковка с прокладками у меня на столе, и за оставшийся день мы устанавливаем FCU и успеваем протестировать системы на земле. Однако, чтобы проверить трансфер проблемы на третий двигатель необходим испытательный полёт. Пилотов у меня нет, они с Кингом летают где-то на севере, поэтому я отпускаю пацанов домой. Eсли поломка проявится на третьем двигателе, то им придется приехать снова, чтобы поменять проводку на новую. А если нет, то меня ожидает завлекательная еботня.

P.S. Удивляет меня одно- как производитель не предусмотрел починку разъёма "на коленке"? Замена занюханного пина требует многочасовой работы. Если б не MSP час труда технаря Sky Service обошелся бы нам в 380 долларов US.
Про отсутствие переносной Test Box я вообще не говорю, привез, подключил к подозреваемому пину, протестировал и определил корень проблемы. Но нет, проводка должна быть полностью снята и отправлена электрикам на стол.
Tags: работа, самолет
Subscribe

  • Пятница

    Шесть тридцать утра. Звонок от Мэтью- Едуар, как запихать пассажирские кислородные маски в РС24? А я только позавтракал и как раз собираюсь на урок.…

  • О как!

    Из-за нехватки шоферов школьных автобусов оттавский школьный департамент договорился с управлением городского транспорта, что старшеклассники будут…

  • Free World Tattoo

    Средняя созрела на сережки. В эпоху ковида эта операция весьма нетривиальна, я позвонил в один из магазинов Клер, отказали, попросив связаться после…

  • (no subject)

    У детей, похоже, два желудка. Один, крохотный, с отключенной на расширение опцией расчитан на супы, второе, каши и прочую, в том числе полезную пищу,…

  • Демонстрация

    Выражаясь газетным языком- в Израиле очередной виток насилия. Рамадан прошел и по славной традиции палестинцы и им сочувствующие наводят там шухер.…

  • (no subject)

    Прошлой весной младшие дети во время первого локдауна много времени проводили на бэкярде. Притаскивали домой полные штаны грязи, а однажды,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • Пятница

    Шесть тридцать утра. Звонок от Мэтью- Едуар, как запихать пассажирские кислородные маски в РС24? А я только позавтракал и как раз собираюсь на урок.…

  • О как!

    Из-за нехватки шоферов школьных автобусов оттавский школьный департамент договорился с управлением городского транспорта, что старшеклассники будут…

  • Free World Tattoo

    Средняя созрела на сережки. В эпоху ковида эта операция весьма нетривиальна, я позвонил в один из магазинов Клер, отказали, попросив связаться после…

  • (no subject)

    У детей, похоже, два желудка. Один, крохотный, с отключенной на расширение опцией расчитан на супы, второе, каши и прочую, в том числе полезную пищу,…

  • Демонстрация

    Выражаясь газетным языком- в Израиле очередной виток насилия. Рамадан прошел и по славной традиции палестинцы и им сочувствующие наводят там шухер.…

  • (no subject)

    Прошлой весной младшие дети во время первого локдауна много времени проводили на бэкярде. Притаскивали домой полные штаны грязи, а однажды,…